Малыш рождается с эмоциями, но осознавать их начинает не сразу. А надо ли это ему? Зачем?
Ребенок
– человек эмоциональный, он еще не научился прятать за маской «все хорошо» свои
переживания, и это прекрасно! Но он еще и не научился понимать чувства других
людей. Малыш испытывает грусть, досаду, страх, когда плачет мама, но понимания,
что происходит у него пока нет. Вы, наверняка, видели, как подхватывает ребенок
чужой плач – друг ударился, плачет, а Ваше чудо-чадо и себе начинает плакать. Это
происходит потому, что, эмоции заражают (как хорошие, так и плохие), а если нет
понимания причины того или иного переживания, то это еще и пугает ребенка, он теряет чувство
безопасности.
Итак,
необходимо знакомить малыша с эмоциями и чувствами.
Во-первых,
чтоб ребенок умел сопереживать, а не испытывал страх перед эмоциями другого
человека. Для этого необходимо осознание переживаний другого человека. Это понимание и принятие людей.
Во-вторых,
чтобы уметь справляться с собственными переживаниями. Осознавая эмоцию, ребенок
учится управлять ею, и тогда справится с чувством безысходности, злостью легче,
и можно направить свою энергию в правильное русло. Это понимание и принятие
себя.
Итак,
с чего начать знакомство с эмоциями? Можно рассмотреть и обсудить картинки "Эмоции"
Можно поиграть в игры «Радуются зайчатки», «Сердитый гном», «Удивленная улитка» и т.п. Любую эмоцию можно обыграть.
2014-09-16 |
Можно поиграть в игры «Радуются зайчатки», «Сердитый гном», «Удивленная улитка» и т.п. Любую эмоцию можно обыграть.
Вот,
например, такое упражнение-инсценировка
«Король Боровик»
(В.
Приходько)
Шел
король Боровик
Через лес напрямик
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
Или
Релаксационное
упражнение «Веселый торт»
Если
стало почему-то
Очень
грустно вдруг кому-то,
И
не знаешь как же быть,
Чтоб
его развеселить,
Ты
возьми стакан смешинок,
Громкий
хохот из корзинок,
Рассыпного
смеха ложку и хихиканья немножко.
Их
веселкой размешай,
В
тонкий юмор раскатай,
Обваляй
все в прибаутках,
Запекай
в горячих шутках.
Кто
попробует кусочек-
Непременно
захохочет!
Можно поиграть в лото Эмоции «Пойми
меня», чтение стихов, сказок и рассказов с отображением переживаний героев.
Мне
нравится игра «Волшебные очки», когда одев самодельные или импровизированные очки,
дети говорят друг другу хорошие слова в благодарность за радость.
Мне
нравится психотехника «Ручеек радости», когда взявшись за руки, дети приподнимают
по очереди ладошку друг друга, и вкладывают туда хорошее пожелание. Подобные упражнения
«Клубочек» - ребята передают клубочек, намотав при этом ниточку себе на пальчик,
в итоге все объединены одной ниткой, «Импульс» - дети просто немного сжимают
друг другу руку, передавая таким образом энергию (импульс) по кругу.
Есть
психотехника «Доброе животное», когда взявшись за руки, дети имитируют своим
кругом животное: «оно» дышит – дети делают вдох и шаг вперед, при выдохе – шаг назад;
у «него» бьётся сердце – при шаге вперед дети произносят «Тук» и при шаге назад
«Тук». Суть в том, что бы ребята делали это ритмично, вместе, чувствуя друг
друга.
Можно
создать Атлас эмоций – картинка (или лучше фото) человека в определенном эмоциональном
состоянии, а под ней – стих об этой эмоции.
Вот
стихи о некоторых эмоциях
Грусть
Мне
грустно сегодня и я унываю.
Что
делать? - Не знаю.
Сижу и зеваю...
Вчера я на лодке
по озеру плавала
и в воду свалилась.
И вовсе не плакала.
Сегодня мне грустно.
Смешинка не просится.
И маминой вкусной
конфетки не хочется.
Я глянула в клетку,
о чём-то мечтая, -
хомяк потянулся
и лапки расставил.
У тряпочной кучки
глазёнки-бусинки.
- Возьмите на ручки.-
Какая смешинка!-
О грусти моей
хомячонок узнал
и злюку-грустинку
куда-то
прогнал.
Страх
Страшно
бывает,
когда
самого оставляют,
Страшно
бывает,
когда
собака громко лает,
Когда
я на лестницу вылез высоко-высоко,
а мама вон там – далеко-далеко!
От чего мне
страшно?
От
чего мне страшно,
Боязно,
ужасно?
От
того, что свет погас,
От
того, что крокодил,
может
быть, у нас.
Там
за домом у реки,
кто-то
громко говорил.
Мышь
пищит и жук жужжит,
А
мне кажется – грозит.
Нет,
так страшно жить…
И
решил я смелым быть!
Радость
Радостная
радость есть,
Когда
конфетку можно съесть,
Когда
с друзьями я играю,
Когда
за небом наблюдаю
Когда
рисую и творю,
Когда
вот просто, Я ЖИВУ!
Грусть
Грущу
я час уже (давно)…
А
дождик стукает в окно…
Мне
хочется на улице гулять,
И
прыгать, бегать, мяч ганять,
С
друзьями прокатится с горки…
Я
так давно не видел друга своего – Егорки!
Грущу
и я, и Васька мой…
И
вместе ждем родителей домой.
Злость
Если
что-то не выходит,
Злость
тогда бегом приходит.
Заставляет
нас краснеть,
Сжав
кулаки – под нос бухтеть.
Махать
руками и кричать,
И
всех прохожих удивлять.
Злость
– это страшное дело!
Это
когда «уже надоело»,
Когда
опоздал на трамвай –
Теперь
стой, второй ожидай.
Когда
вступают в глупый спор,
И
нарушают договор.
Когда
Вам «тыкает» любой,
И
нарушают Ваш покой.
Есть
причина – злость придет,
Вас
всего она возьмет,
Чтоб
лицо не потерять,
Нужно
ею управлять.
Удивление
Всему
неизвестному я удивляюсь,
Его
понять всей силою пытаюсь.
Мне
говорят: «Ну что такого?»
А
мне интересно, ведь ново!
Папа Лизе удивлялся
Папа
Лизе удивлялся…
Как
ей такой синяк достался?
Как
можно было прыгать так?
Как
можно было напугать собак?
Как
держит ложку хорошо,
И
проливает воду так легко?
Как
исчезает в один миг,
И
поднимает такой крик.
Папа
Лизе удивлялся …
Когда
с ней дома сам остался…
Усталость
Мама
к вечеру устала,
Целый
день она играла
С
дочкой бегала, скакала,
Песни
пела и плясала.
А
еще, совсем немножко,
есть
варила, юбки шила.
Подмела
еще немножко,
Постирала
и помыла,
И
куда-то делась сила…
«Ничего,
завтра рано поутру,
новой силы наберу».
Знакомьте
малышей с эмоциями, и помните: нет плохих переживаний и нет хороших,
совершенных, они просто есть, их нужно понимать и принимать с любовью, ведь они
наши, ведь в них мы сами. Приняв свою злость, ребенок становится мягче, а
эмоция - движущей силой в развитии. Поняв свою грусть, мы наслаждаемся ею, так
как это мгновение, которое пройдет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий