Мир эмоций. Знакомим детей с эмоциями, развиваем эмоциональную сферу малыша

Малыш рождается с эмоциями, но осознавать их начинает не сразу. А надо ли это ему? Зачем?

Ребенок – человек эмоциональный, он еще не научился прятать за маской «все хорошо» свои переживания, и это прекрасно! Но он еще и не научился понимать чувства других людей. Малыш испытывает грусть, досаду, страх, когда плачет мама, но понимания, что происходит у него пока нет. Вы, наверняка, видели, как подхватывает ребенок чужой плач – друг ударился, плачет, а Ваше чудо-чадо и себе начинает плакать. Это происходит потому, что, эмоции заражают (как хорошие, так и плохие), а если нет понимания причины того или иного переживания, то это  еще и пугает ребенка, он теряет чувство безопасности.
Итак, необходимо знакомить малыша с эмоциями и чувствами.
Во-первых, чтоб ребенок умел сопереживать, а не испытывал страх перед эмоциями другого человека. Для этого необходимо осознание переживаний  другого человека. Это понимание  и принятие людей.
Во-вторых, чтобы уметь справляться с собственными переживаниями. Осознавая эмоцию, ребенок учится управлять ею, и тогда справится с чувством безысходности, злостью легче, и можно направить свою энергию в правильное русло. Это понимание и принятие себя.
Итак, с чего начать знакомство с эмоциями? Можно рассмотреть и обсудить картинки "Эмоции"
2014-09-16
 

Можно поиграть в игры «Радуются зайчатки», «Сердитый гном», «Удивленная улитка» и т.п. Любую эмоцию можно обыграть.
Вот, например, такое упражнение-инсценировка
«Король Боровик» (В. Приходько)
Шел король Боровик
 Через лес напрямик
 Он грозил кулаком
 И стучал каблуком.
 Был король Боровик не в духе:
 Короля покусали мухи.


Или
Релаксационное упражнение «Веселый торт»
Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то,
И не знаешь как же быть,
Чтоб его развеселить,
Ты возьми стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку и хихиканья немножко.
Их веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек-
Непременно захохочет!

Можно поиграть в лото Эмоции «Пойми меня», чтение стихов, сказок и рассказов с отображением переживаний героев.
Мне нравится игра «Волшебные очки», когда одев самодельные или импровизированные очки, дети говорят друг другу хорошие слова в благодарность за радость.
Мне нравится психотехника «Ручеек радости», когда взявшись за руки, дети приподнимают по очереди ладошку друг друга, и вкладывают туда хорошее пожелание. Подобные упражнения «Клубочек» - ребята передают клубочек, намотав при этом ниточку себе на пальчик, в итоге все объединены одной ниткой, «Импульс» - дети просто немного сжимают друг другу руку, передавая таким образом энергию (импульс) по кругу.
Есть психотехника «Доброе животное», когда взявшись за руки, дети имитируют своим кругом животное: «оно» дышит – дети делают вдох и шаг вперед, при выдохе – шаг назад; у «него» бьётся сердце – при шаге вперед дети произносят «Тук» и при шаге назад «Тук». Суть в том, что бы ребята делали это ритмично, вместе, чувствуя друг друга.
Можно создать Атлас эмоций – картинка (или лучше фото) человека в определенном эмоциональном состоянии, а под ней – стих об этой эмоции.

Вот стихи о некоторых эмоциях
Грусть

Мне грустно сегодня  и я унываю.
Что делать? - Не знаю.
 Сижу и зеваю...
 Вчера я на лодке
 по озеру плавала
 и в воду свалилась.
 И вовсе не плакала.
 Сегодня мне грустно.
 Смешинка не просится.
 И маминой вкусной
 конфетки  не хочется.
 Я глянула в клетку,
 о чём-то мечтая, -
 хомяк потянулся
 и лапки расставил.
 У тряпочной кучки
 глазёнки-бусинки.
 - Возьмите на ручки.-
 Какая смешинка!-
 О грусти моей
 хомячонок узнал
 и злюку-грустинку
куда-то прогнал.

Страх
Страшно бывает,
когда самого оставляют,
Страшно бывает,
когда собака громко лает,
Когда я на лестницу вылез высоко-высоко,
 а мама вон там – далеко-далеко!

От чего мне страшно?
От чего мне страшно,
Боязно, ужасно?
От того, что свет погас,
От того, что крокодил,
может быть, у нас.
Там за домом у реки,
кто-то громко говорил.
Мышь пищит и жук жужжит,
А мне кажется – грозит.
Нет, так страшно жить…
И решил я смелым быть!

Радость
Радостная радость есть,
Когда конфетку можно съесть,
Когда с друзьями я играю,
Когда за небом наблюдаю
Когда рисую и творю,
Когда вот просто, Я ЖИВУ!

Грусть
Грущу я час уже (давно)…
А дождик стукает в окно…
Мне хочется на улице гулять,
И прыгать, бегать, мяч ганять,
С друзьями прокатится с горки…
Я так давно не видел друга своего – Егорки!
Грущу и я, и Васька мой…
И вместе ждем родителей домой.


Злость
Если что-то не выходит,
Злость тогда бегом приходит.
Заставляет нас краснеть,
Сжав кулаки – под нос бухтеть.
Махать руками и кричать,
И всех прохожих удивлять.

Злость – это страшное дело!
Это когда «уже надоело»,
Когда опоздал на трамвай –
Теперь стой, второй ожидай.
Когда вступают в глупый спор,
И нарушают договор.
Когда Вам «тыкает» любой,
И нарушают Ваш покой.
Есть причина – злость придет,
Вас всего она возьмет,
Чтоб лицо не потерять,
Нужно ею управлять.


Удивление
Всему неизвестному я удивляюсь,
Его понять всей силою пытаюсь.
Мне говорят: «Ну что такого?»
А мне интересно, ведь ново!

Папа Лизе удивлялся
Папа Лизе удивлялся…
Как ей такой синяк достался?
Как можно было прыгать так?
Как можно было напугать собак?
Как держит ложку хорошо,
И проливает воду так легко?
Как исчезает в один миг,
И поднимает такой крик.
Папа Лизе удивлялся …
Когда с ней дома сам остался…


Усталость
Мама к вечеру устала,
Целый день она играла
С дочкой бегала, скакала,
Песни пела и плясала.
А еще, совсем немножко,
есть варила, юбки шила.
Подмела еще немножко,
Постирала и помыла,
И куда-то делась сила…
«Ничего, завтра рано поутру,
 новой силы наберу».  

Знакомьте малышей с эмоциями, и помните: нет плохих переживаний и нет хороших, совершенных, они просто есть, их нужно понимать и принимать с любовью, ведь они наши, ведь в них мы сами. Приняв свою злость, ребенок становится мягче, а эмоция - движущей силой в развитии. Поняв свою грусть, мы наслаждаемся ею, так как это мгновение, которое пройдет.

Усталость пусть будет приятной, а радость свободной…
Больше о детях и для детей, можно найти здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий