Развиваем мышление ребенка. Подборка игр, пособий для детей, родителей и педагогов.


Развивать мышление ребенка - значит учить его анализу (разделять некую целостность на части, при познании каждого элемента и его свойств в отдельности: сперва пирамидки, потом слова, текст и т.д.), синтезу (соединять части в упорядоченное целое, в систему - правильно собрать пирамидку, картинку, соединить слоги в слово, предложения в связный текст), обобщать, конкретизировать,  сравнивать, делать умозаключения.
Мышление развивается параллельно с познанием окружающего мира. Больше опыта - больше "материала для работы мозга". Поэтому сперва знакомим ребенка с окружающим миром, называем предметы, и тем самым формируем у малыша понятийный аппарат (начинайте как можно раньше - с 3-4 мес.). Потом - вводите обобщающие слова (мы это делали с 9 мес.): мебель, посуда, фрукты...
В этом нам помогают такие игры, как:
Назови одним словом (обобщение)
Ребенку предлагаются карточки 3-4 шт. из  определенной группы: " Посмотри. Что это? ребенок называет (если еще не говорит и не показывает, то называем мы) Стол, стул, шкаф, диван. Как эти предметы назвать одним словом? (если ребенок не разговаривает или Вы только начали его знакомить с данными понятиями, то называете сами) Это все мебель."
Раздели на группы (обобщение, классификация)
Ребенку предлагаются карточки по 3-4 шт. из 2-3 тематических наборов (всего 6-12 карточек, в зависимости от возраста ребенка - в год -два - 6 карточек, от 2 до 3 - 8-9 картинок, 3-4 года - 10-12 карточек - все зависит от возможностей самого ребенка. В любом случае, начинайте с 6 карточек - по три карточки из 2 наборов. Например, стул, стол, диван и чашка, тарелка, стакан).
"Давай рассмотрим картинки. Назови, что на них нарисовано. На какие группы можно разделить картинки?" С маленькими детьми или с теми, с которыми только начинают заниматься, называет картинки или малыш или взрослый, разделяет на группы взрослый, но обращается к ребенку за помощью.

Выбери только... (посуду, одежду, домашних животных и т.п.) - обобщение, конкретизация.
Ребенку предлагается набор картинок (по 4 шт. из 3 тематических групп) - всего 12 карточек. "Давай выберем только посуду".
Исключи лишнее (обобщение, исключение)
Ребенку предлагается 4 карточки, 3 из которых относятся к 1 группе предметов, и 1 к другой. Например: курица, гусь, стакан, индюк (для детей младшего возраста - от 2 до 4 лет); или гусь, курица, синица, индюк (для детей 5-6 лет). В первом случае признаки, по которым картинка не подходит более явные, чем во втором.
Для этих игр предлагаем:
Также Вам пригодятся следующие игры:


А также игры: кубики, матрешки, пирамидки, вкладыши, мозаики, конструктора, лото, игры Воскобовича, кубики Никитина и многое, многое другое (об этом еще будем говорить). Более детально, во что играть и как с детьми от рождения о до года см. статьи "Играем с ребенком от рождения до года", "Выбираем игрушку ребенку. От 0 до года.", "Выбираем игрушку ребенку. От года до двух", "Чтоб игрушка была в радость".

Больше о детях и для детей читайте, смотрите здесь.



Комментариев нет:

Отправить комментарий